Слуховые аппараты

Современные технологии: Индивидуальные слуховые аппараты (ИСА)

Когда люди впервые начали «диагностировать» нарушение слуха, многие глухие считались сумасшедшими и необучаемыми. В церкви они не могли слушать проповеди, а значит считались неверующими и изгонялись. С годами ситуация менялась, глухих начали обучать, с ними стали заниматься. Но лишь с недавнего времени специалисты стали пытаться вернуть слух таким людям.

Первые слуховые аппараты были невероятно громоздкими. Они просто усиливали все звуки, были неудобны в использовании и малоэффективны. Постепенно усложняясь и уменьшаясь, аппараты стали весить всего несколько грамм, эффективно помогать восприятию различных звуков и незаметно скрываться за ухом или внутри него. Усложнялось и устройство аппарата.

На данный момент существуют различные типы слуховых аппаратов. Вот их основные характеристики:

  • по способам проведения звука: костной проводимости (используются при невозможности использования аппарата воздушной проводимости — отсутствии ушной раковины, ее патологии и т.д.) и воздушной проводимости (наиболее распространенные аппараты);
  • по месту расположения: заушные (основной корпус находится за ухом), внутриушные (невидимые, полностью расположены в ухе), в очковой оправе (для людей с нарушением и слуха и зрения), карманные (крупный корпус удобен для регулирования и настройки пожилыми людьми). Последние два вида аппаратов встречаются и используются довольно редко;
  • по мощности: малой мощности, средней, мощные и сверхмощные;
  • по методу обработки сигнала: цифровые и аналоговые.
Внутриушной слуховой аппарат
Внутриушной слуховой аппарат
Заушный слуховой апарат
Заушный слуховой апарат

Аналоговые слуховые аппараты на данный момент практически вышли из употребления, т.к. значительно уступают современным цифровым. Современные цифровые слуховые аппараты многоканальные. Данное свойство помогает обеспечивать разное усиление звука на разных частотах. Это актуально для людей с различным состоянием слуха на различных частотах. Современные слуховые аппараты обладают возможностью настройки различных программ для работы в разных ситуациях восприятия: восприятие речи в шуме, вдалеке и т.д. Также они обладают направленным микрофоном. Он помогает лучше воспринимать речь, улавливает ее. Если микрофон направлен в сторону говорящего, восприятие речь происходит эффективнее. Настройками многих слуховых аппаратов можно управлять с помощью пульта дистанционного управления. В большинстве аппаратов, система автоматически снижает фоновый уровень шума для того, чтобы восприятие речи было максимальным.

Немаловажным аспектом покупки и использования слухового аппарата, является правильный ушной вкладыш. В настоящее время, ушные вкладыши изготавливаются из силикона, они гипоаллергенные, мягкие и комфортные. Ушные вкладыши изготавливаются по индивидуальному слепку. Это крайне важно, ведь неполное прилегание, слишком маленький размер вкладыша могут вызвать свист (акустическую обратную связь), что приведет к неприятным слуховым ощущениям. И наоборот — слишком плотное прилегание вкладыша создаст излишнее давление на ушную раковину, что также будет препятствовать полноценному восприятию звуков.

Чтобы помочь детям адаптироваться к новому и непонятному для них устройству, производители делают различный дизайн, украшают корпус рисунками, шьют специальные чехлы. Родители обладают возможностью приобрести специальное крепление на одежду — чтобы ребенок не потерял аппарат. Влагозащитные чехлы помогают детям вести активный образ жизни.

Важно помнить, что слуховой аппарат — сложный механизм. Он требует регулярного ухода (чистка ушного вкладыша), контроля (проверка работы аппарата), коррекции настроек (каждый определенный отрезок времени необходимо проводить настройку слухового аппарата у сурдолога, т.к. слух может меняться).

Если говорить про восприятие звуков с помощью слухового аппарата, то он не только усиливает звуки, но и несколько изменяет их. Все привычные нам голоса звучат по-другому. Это обстоятельство важно учитывать при слухопротезировании позднооглохших людей (людей, потерявших слух после овладения речью). Ведь мы прекрасно слышим китайскую речь, но это не значит, что мы ее понимаем. То же самое произойдет, например, со взрослым человеком, потерявшим слух. Все звуки будут звучат по-новому и человеку придется учиться слышать и запоминать их снова. Вот почему так важно заниматься и с ребенком, учить его слушать, показывать бытовые звучания (звонок в дверь, шум воды, гудки телефона), учить дифференцировать речь близких людей.

Среди большинства людей распространено мнение, что если все время носить слуховой аппарат, то слух будет ухудшаться. Это не так. Данное заблуждение вызвано тем, что у детей с нарушением слуха, слух какое-то время продолжает снижаться. Некоторые родители необоснованно считают, что виной этому служат слуховые аппараты. Разумеется, слуховой аппарат наоборот помогает ребенку вернуть слух, научиться воспринимать речь. Аппарат также позволяет развивать слуховые центры мозга, анализирующие звуки. Это крайне важно для того, чтобы «мозг не забывал, как надо слышать».

Таким образом, индивидуальные слуховые аппараты являются наиболее распространенным средством слухопротезирования и помощи людям с нарушением слуха. Раннее слухопротезирование адекватными слуховыми аппаратами, способствует развитию ребенка и полноценной жизни человека в социуме.

Помимо слуховых аппаратов при тяжелом нарушении слуха могут применяться кохлеарные импланты. Эта технология — тема для отдельной статьи, которая обязательно появится на нашем сайте.