Индия, Дели: центр развития для детей с нарушением слуха

В Дели находятся несколько школ для детей с нарушением слуха. Также, здесь существуют и частные центры развития.

Школы мне не ответили, трубку тоже не брали. А вот один из центров раннего развития порадовал готовностью к сотрудничеству =) Я отправила им письмо с просьбой дать разрешение на посещение центра и т.д., указала, что буду в Дели с 11 по 17 мая. «Конечно, мы будем рады видеть вас! Приходите утром, 10 мая». Мне подумалось, что они очень жаждут встречи =)

В итоге все разрешилось и попасть к ним все же удалось.

Организация оказалась центром раннего развития, организованным на пожертвования спонсоров и родителей детей с нарушением слуха.

Вход в учебный класс - путешествие дефектолога
Вход в учебный класс

Здесь занимаются только дети, использующие слуховые аппараты или кохлеарные импланты. Занятия проходят с использованием исключительно устного метода. Ребят готовят к поступлению в обычную школу, развивают речь.

Подготовка к уроку - путешествие дефектолога
Подготовка к уроку

Дети до трех лет занимаются вместе с родителями и со специалистами несколько раз в неделю, примерно по 1 часу. Начиная с трех лет, все ребята посещают занятия каждый будний день. Специалисты проводят несколько уроков с перерывом на обед. Учебное время составляет три часа.

Занятия включают в себя обучение основам чтения и письма, математике, английскому языку. Теперь английский изучается в обычных школах с первого класса. Однако многие родители язык дома не знают и не имеют возможности заниматься с детьми, поэтому ребят стараются научить хотя бы алфавиту и десятку односложных слов в рамках занятий. Так им будет легче в школе.

Учитель объясняет как подписать листочки с самостоятельной работой. Дети учатся писать свои имена - Путешествие дефектолога
Учитель объясняет как подписать листочки с самостоятельной работой. Дети учатся писать свои имена

Во всех школах Дели взят курс на интеграцию неслышащих детей в общество слышащих. Все специальные школы стараются перевести детей в обычные — либо после начальной школы, либо после старшей. После занятий в этом центре, все ребята уже с первого класса поступают в обычные школы.

Конечно, многим это сложно, многие не выдерживают и переводятся в специальную школу или переходят на домашнее обучение. Однако для всех детей, обучавшихся в этом центре развития, организованы еженедельные группы поддержки по выходным дням. В группах проводятся развивающие занятия, разбираются вопросы и проблемы, возникающие в процессе обучения, проводятся тренинги. Наполняемость группы — 3-5 человек. С ребятами, которые не смогли прийти на групповую встречу, индивидуально занимается дефектолог в один из будних дней.

Индивидуальное занятие
Индивидуальное занятие

Несмотря на использование устного метода в обучении детей, между собой они общаются исключительно жестами. Причем в силу того, что они еще маленькие и общаются только со слышащими родителями и педагогами (у всех ребят, посещающих центр, слышащие родители), они не знают жестовый язык. В общении преобладают скорее естественные жесты. Но это только жесты! Когда педагог выходит из класса, ребята замолкают, даже при том, что все слышат достаточно хорошо.

Ученики много времени проводят на воздухе. Они изучают названия растений, инструментов, работают в саду.

Работа в саду
Работа в саду

Некоторые элементы занятия:

  1. Выполнение действия по команде: дети выстраиваются в линию, педагог произносит глагол, ребята выполняют. Читают с губ они еще плохо, поэтому преподаватель не прикрывает рот.
  2. Английский, восприятие букв на слух: педагог произносит букву, один из ребят должен выбрать ее среди написанных на карточках. Сначала предлагаются 3 карточки, потом 5.
  3. Английский, соотнесение букв и слов: педагог предлагает букву и 4-5 изображений предметов. Ребята должны выбрать те предметы, в названии которых есть такая буква.
  4. Хинди, бытовые действия: сначала ребята вместе с преподавателем повторяют названия привычных предметов (мыло, расческа, полотенце, носовой платок и т.д.), затем соотносят их с частями тела, для которых те используются. Расческа — волосы, носовой платок — нос и т.д. Вторая часть задания выполняется самостоятельно детьми, потом педагог проверяет работу. 
    Занятие английским — соотнесение букв и слов, в которых такие буквы есть
    Занятие английским — соотнесение букв и слов, в которых такие буквы есть

    Затем был урок чтения — учащиеся читали и разбирали народную индийскую сказку.

    Операции кохлеарной имплантации в Индии проводят. Государство оплачивает оба импланта, но чаще всего детям ставят один имплант и один слуховой аппарат. Очень редко можно увидеть ребят с двумя кохлеарными имплантами.

    Во время урока. Всем ребятам в этой группе 5 лет. У девочки на одном ухе кохлеарный имплант, на втором — слуховой аппарат
    Во время урока. Всем ребятам в этой группе 5 лет. У девочки на одном ухе кохлеарный имплант, на втором — слуховой аппарат

    К сожалению, импланты и аппараты детям чаще всего ставят только в 3 года. До этого времени родители обходят множество врачей, знахарей и всех, кого можно, не веря диагнозу и стараясь вылечить ребенка. И только потом, когда важный период упущен, ставят аппараты или встают в очередь на операцию.

    Все ребята поступают в школу в 6 и учатся 12 лет. После школы можно пойти в университет, программа бакалавриата занимает 3 года. После этого все обычно начинают работать, не продолжая образование.

    Оформление класса
    Оформление класса

    Обучение на дефектолога для работы с детьми с нарушением слуха,занимает 2 года. Его можно пройти при департаменте слуха (?) — примерно так. Для этого первая ступень образования должна быть педагогической, 3 года бакалавриата.

    Центр произвел очень хорошее впечатление! Педагоги были рады рассказать все, что знают, а дети проявляли большой интерес к гостям =)

    Надеюсь, что это моя не последняя поездка в Индию! И что в следующий раз я смогу попасть и в школы =)

    Общая фотография в конце посещения с учителями и учениками :)
    Общая фотография в конце посещения с учителями и учениками 🙂

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *