Финляндия. О школах

В первую поездку о школах для детей с нарушением слуха мне удалось узнать немного из-за необходимости вернуться в Россию. В Хельсинки буквально 10 лет назад закрыли последнюю школу глухих и решили, что детям с нарушением слуха лучше обучаться с нормально слышащими сверстниками. То есть речь идет об интеграции детей с нарушением слуха в среду нормально слышащих сверстников. В настоящее время слова «интеграция» и «инклюзия» мы слышим все чаще. Хотелось бы объяснить принципиальную разницу. Оба термина предполагают разную включенность ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ребенка с ОВЗ — официально принятый термин) в систему образования. Интеграция предполагает, что ребенок с нарушениями помещается в среду обычных сверстников, учится и развивается в соответствии с требованиями к норме. То есть, мы просто берем и помещаем особого ребенка из специального учреждения в обычное и он там учится. При интеграции РЕБЕНОК С ОВЗ АДАПТИРУЕТСЯ К ТРЕБОВАНИЯМ СРЕДЫ.

Интеграция бывает разной.

— полная интеграция: ребенок с ОВЗ учится с обычными сверстниками постоянно и проводит внеклассное время с ними постоянно;

— неполная интеграция: ребенок с ОВЗ учится с обычными сверстниками и проводит большую часть внеклассного времени с ними;

— частичная интеграция: ребенок с ОВЗ проводит со обычными сверстниками только часть учебного и внеклассного времени;

— эпизодическая интеграция: ребенок с ОВЗ объединяются с обычными сверстниками только на мероприятиях и праздниках. Смыслом такой интеграции является организация хотя бы минимального взаимодействия детей.

Инклюзия же предполагает принятие индивидуальности каждого ребенка и организация обучения таким образом, чтобы все образовательные потребности ребенка были удовлетворены. Создается индивидуальная программа обучения. Соответственно, инклюзия предполагает, что СРЕДА АДАПТИРУЕТСЯ К ПОТРЕБНОСТЯМ РЕБЕНКА С ОВЗ. Таким образом, можно считать инклюзивное образование более гуманным. И более продвинутым.

Итак, в Хельсинки последняя школа глухих им. Альберта была расформирована и перенесена в общеобразовательную. Таким образом мы можем говорить о частичной интеграции. Ведь несмотря на то, что все дети учатся в одной школе, дети с ОВЗ (в данном случае — дети с нарушением слуха) учатся в отдельных классах и с нормально слышащими сверстниками взаимодействуют на прогулках, мероприятиях и праздниках. Также объединенными являются некоторые уроки. Мне удалось попасть в школу и поговорить с директором. Она оказалась очень приветливой, хотя и была крайне удивлена моим визитом. Связаться заранее с этой школой мне не удалось, т.к. русские поисковики не дали мне никакой информации даже по англоязычному запросу. Помогли найти мне эту школу мои знакомые в Хельсинки через финские поисковики и то — с большим трудом. Школа выглядит как в традиционном американском фильме — приветливые дети, светлые коридоры, повсюду поделки детей, макеты, рисунки, хороший ремонт… Атмосфера — праздника.

Как я уже и сказала, дети с нарушением слуха учатся в отдельных классах. У них один слышащий учитель и два — глухих. Все трое прекрасно говорят на финском и английском, грамотно пишут. Из-за необходимости довольно быстро вернуться в Россию, я не смогла посетить уроки, но сейчас веду переписку с учителями школы и непременно сообщу о новой информации, которую мне удастся получить! В эту школу я еще вернусь в рамках будущей поездки — осенью.

Название школы: Albertin koulu

Адрес: Finland, Helsinki, Viinenkuja, 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *