Встреча с Людмилой Хоппе и обзор дефектологического образования в Германии

Наверное, поездка в немецкие школы была и останется одной из самых масштабных. Благодаря одному из моих преподавателей в университете, мне удалось связаться с педагогом, который работает в Берлине. Им оказалась чудесная женщина Людмила Хоппе, которая взяла нас под свою опеку еще до нашего прибытия в Берлин. Она подробно объясняла где находятся школы и как в них попасть. Мы приехали в Берлин в ночь с субботы на воскресенье и уже в воскресенье утром Людмила назначила нам встречу. Она рассказала нам о городе, провела небольшую экскурсию и инструктаж относительно визита в школы.

В Германии необычная система обучения и в школе, и в институте. Здесь существует два вида школ. Дети с нарушением слуха могут обучаться в любой из них. В обоих видах школы у детей нет уроков обучения устной речи, индивидуальных занятий по развитию произношения. Зато три раза в неделю есть уроки обучения жестовой речи и истории глухих.

Специальные куклы. Можно вставлять руки в них и говорить на жестовом языке :)
Специальные куклы. Можно вставлять руки в них и говорить на жестовом языке 🙂

В школах одного вида, дети учатся 10 лет по школьной программе и после этого 3 года обучаются специальности. Они могут освоить профессию повара, слесаря, строителя, зубного техника… Как и в российских колледжах. Школы другого вида представляют собой гимназии. В них дети учатся 11-12 лет. Отличие — в сроках обучения, углубленной программе, двух (вместо одного) иностранных языках. После обучения в гимназии, старшеклассники сдают выпускные экзамены и по их результатам могут поступить в университет. Отдельных экзаменов в университете обычно нет.

В гимназиях редко можно увидеть глухих детей. Туда поступают 1-2 человека в год. Зато классы слабослышащих в гимназиях — не редкость. После них почти все дети поступают в университеты и получают высшее образование.

Кстати, об университетах. Они здесь тоже необычные. В университетах Германии нет обычных сессий, необходимости каждый день приходить на лекции и практические занятия. Здесь намного более гибкая система. В начале семестра студенты получают список предметов и требования к каждому предмету. Например, посетить 5 лекций, 3 практических занятия, сдать 2 контрольных работы и 1 лабораторную. Студенты сами выбирают сроки исполнения, ориентируясь на расписание преподавателя. После того, как требования к одному из предметов выполнены, студент пишет заявление на допуск к экзамену. Выбирает дату из предложенных (обычно, 2-3 разных дня) и приходит сдавать. Один раз можно не сдать, второй раз надо сдать точно. Соответственно, строгих рамок нет. Вы можете учиться 1 семестр хоть 2 года. Но, конечно, обычно студенты так не растягивают сроки, так как всем нужен диплом 🙂

Табличка при входе в кабинет
Табличка при входе в кабинет

Глухим в Германии предоставляется определенное количество часов для сопровождения бесплатным сурдопереводчиком. Студентов на лекциях могут сопровождать два вида переводчиков. Одни называются письменные. Они печатают лекцию вслед за преподавателем на компьютере и потом отдают глухому студенту. Минус — они не знают жестового языка и не могу что-то объяснить или помочь спросить. Другие сурдопереводчики переводят лекцию на жестовый язык. Минус — не все сурдопереводчики достаточно квалифицированно могут переводить сложные предметы.

Для того, чтобы стать специальным педагогом, студентам необходимо закончить бакалавриат (3 года), магистратура (2 года, полгода из которых они находятся на практике в школе) и 1,5 года проработать в школе. Самыми тяжелыми считаются последние 1,5 года. Ведь все это время студенты находятся под неусыпным контролем преподавателей и директора. За ними следят, их поправляют, им делают замечания, к ним постоянно ходят на уроки. Зато по окончании полутора лет, преподавателям дается свобода действий. И с тех пор ни один учитель не придет на урок, и никто не скажет и слова о твоем качестве преподавания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *