Непростой класс в венгерской школе глухих

Несмотря на то, что школа в Венгрии мне не ответила, я решила попытать удачу.

Пришла в школу к директору, представилась. Оказалось, что директор не говорит на английском… И тут начался такой переполох! Все стали быстро искать того, кто говорит на английском. Нашли. Двухметровый, лысый, накаченный… Секретарь директора. Сильно 🙂 Молодой человек помог мне перевести всю мою незамысловатую речь и объяснить кто я. Директор сказала, что письмо видела, но не ответила… Однако тут же мне стали искать учителей, которые хоть немного говорят на английском и смогут мне помочь. Нашли! И те тут же стали активно составлять план моего пребывания в школе, сетку уроков, спрашивать, что я хотела бы увидеть… Ко мне столько внимания ни разу за эти два месяца не проявляли! 🙂 Я ответила, что готова смотреть любые уроки, которые мне смогут показать.

Здание школы
Здание школы

Современное здание школы было построено в 90-е на деньги, выделенные администрацией города. Предыдущее помещение школы находилось на окраине города рядом с железнодорожной станцией. Там было очень шумно из-за проходящих поездов и электричек. Да и помимо этого, здание находилось в плачевном состоянии. В ответ на просьбы учителей исправить ситуацию, администрация города попросила составить список требований к новому зданию школы и приступило к строительству. В скором времени новое здание было готово и до сих пор радует детей 🙂

Школа использует метод тотальной коммуникации. По моему мнению, грань между ним и билингвизмом крайне тонкая (подробнее о методах обучения вы можете прочитать здесь. Метод билингвизма предполагает то, что учитель использует устную речь и жестовый язык в процессе обучения. Раздельно или иногда синхронизируя. Также есть вариант, когда на уроке помогает приглашенный переводчик. При использовании метода тотальной коммуникации, жестовый язык и словесная речь всегда идут нераздельно. Одновременно с устной речью, учитель использует и жестовый язык.

Рабочая тетрадь ученика подготовительного класса. Ребенок семи лет с аутизмом.
Рабочая тетрадь ученика подготовительного класса. Ребенок семи лет с аутизмом.

В Венгрии также необычная система обучения детей с нарушением слуха. Большинство поступает в детский сад, а в 6-7 лет начинается подготовка к школе. 2 года до школы у детей проходят занятия венгерским языком, математикой. И только после этой подготовки, в 9 лет, дети поступают в первый класс. В школе они учатся 11 лет, после этого сдают общие государственные экзамены: венгерский язык и математику. Могут поступить в университет, могут идти в колледж и получать там профессию. В университете и в колледже учащимся предоставляется сурдопереводчик.

В первый день удалось увидеть урок венгерского языка во втором классе. Это один из самых многочисленных и сложных классов в школе. Обычно в классе 4-6 детей, в этом классе — 9. Класс смешанный. В нем учатся не только дети с нарушением слуха, но и дети, у которых также есть сложности с коммуникацией. У одного из детей есть особенности поведения, яркие признаки агрессии и симптомы раннего детского аутизма. Ему легче использовать жестовый язык для коммуникации, и он охотнее идет на контакт. У второго ребенка — открытая ринолалия (расщелина верхнего неба, нарушено звукопроизношение). Для этой девочки тоже легче использовать жестовый язык, так как устная речь дается с трудом. У третьего ребенка редкий синдром — синдром Эдвардса . У нее тяжелое нарушение всех сфер. Она очень старается, у девочки хорошие навыки самообслуживания, она старается использовать жестовый язык для коммуникации. Остальные шестеро детей — глухие, слухопротезированы. Один ребенок — с кохлеарным имплантом и также нарушением поведения.

Выполнение упражнения девочкой с синдромом Эдвардса. Различение цветов и их названий
Выполнение упражнения девочкой с синдромом Эдвардса. Различение цветов и их названий

«Традиция» смешивать классы присуща и России. Нередко сложных детей, от которых отказываются другие школы, отправляют в школы для детей с нарушением слуха. В таких школах хорошо развивают навыки коммуникации и самообслуживания — они являются наиболее важными для самостоятельной жизни детей.

После урока венгерского языка все уроки в начальной школе заканчивались и мне предложили посмотреть, как организовано время детей после основных уроков. Все дети могут оставаться в школе до четырех часов, делая уроки, гуляя на улице. В интернате живут немногие. Однако немало детей приезжает из Румынии. Все они живут в интернате весь год, отправляясь домой только на новогодние и летние каникулы. Мне удалось посмотреть индивидуальные занятия в первом подготовительном классе. С детьми заполняют прописи, говорят про окружающий мир, занимаются математикой. Т.к. у этих детей также проходят уроки в дневное время, то на индивидуальных послеобеденных занятиях они нередко делают уроки.

Рабочий кабинет дефектолога
Рабочий кабинет дефектолога

Много детей с дополнительными нарушениями, этим удивила школа. Патологии зрения, редкие заболевания, ранний детский аутизм, особенности поведения и эмоционального развития… К каждому необходим индивидуальный подход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *