Маньяна или о школах для глухих в Коста-Рике

Школа в Коста-Рике радовала меня так известным в южных странах словом «маньяна» — завтра. Я пришла в школу в понедельник. «Маньяна» — сказали мне. Приходи завтра, завтра кто-нибудь будет. На завтра у меня была запланирована экскурсия. Хорошо, согласились в школе — приходи в среду. Прихожу в среду. «Маньяна» — что-то нет сегодня никого. Приходи завтра. Прихожу в четверг. И, наконец, мне удается достигнуть цели =)

Во всех школах Коста-Рики были каникулы. Поэтому все дни мне удавалось застать только секретаря, который с трудом говорил на английском. Зато в четверг уже начались занятия, и я смогла застать учителей.

Школа представляет собой большой комплекс. Одно здание — школа для детей с нарушением интеллекта. Второе — институт жестового языка. Честно говоря, непонятно, работает ли он… Третье здание — школа для детей с нарушением слуха. В ней обучаются около 70 детей.

Вход в школу
Вход в школу

Школа находится в столице — в городе Сан-Хосе и является самым крупным учебным заведением для детей с нарушением слуха во всей стране. Во всех остальных городах чаще всего просто создаются отдельные классы в общеобразовательных школах.

В школе используется метод тотальной коммуникации (подробнее о методе вы можете прочитать в рассказе про школу в Венгрии). Все учителя в той или иной степени владеют жестовым языком. Переводчиков нет. Если преподаватель плохо знает жестовый язык, то он использует письменную речь, дактилологию — каждый справляется как может.

Мне повезло найти преподавателя, прекрасно говорящего на английском =) Ее лучшая подруга детства — глухая и поэтому жестовый язык она осваивала с ранних лет. Приятно видеть человека, который с такой теплотой относится к своей профессии и культуре глухих в целом.

В классах, где учатся дети со множественными нарушениями, обязательно есть ассистент учителя. Ассистентами в школе чаще всего работают взрослые с нарушением слуха. Нередко те же, кто окончил эту школу =) Но получил потом высшее образование.

Первый этаж. Слева специальные пролеты для детей на инвалидных колясках
Первый этаж. Слева специальные пролеты для детей на инвалидных колясках

Обучение на сурдопедагога занимает 4 года университета. Дальше можно повышать квалификацию, закончив 2 года магистратуры. Преподаватель, с которой я разговаривала получала степень магистра в качестве преподавателя испанского языка как иностранного. Это ведь гениально! Задумайтесь. Для глухих детей любой устный язык — иностранный. А первый и естественный для них именно жестовый язык. Нам в университете говорили, что в обучении глухих детей хорошо и полезно использовать пособия по русскому языку, которые применяют в обучении иностранцев. Но это применяется крайне редко. А здесь — живой пример. Здорово.

Состав предметов в школе такой же, как и в обычных школах. Уроков жестового языка нет. Раньше были, но государство сократило финансирование. Учителя стараются выкраивать время и все равно заниматься с ребятами жестовым языком. Все дети изучают испанский, английского языка в школе нет.

Длительность обучения — 12 лет. Шесть лет начальной школы и 6 лет средней школы. Слышащие дети учатся по такой же системе. По окончании школы дети сдают общие экзамены для выпускников всей Коста-Рики. Но на экзамен им предоставляется сурдопереводчик, который помогает задавать вопросы и понимать задания.

Первый этаж. Слева специальные пролеты для детей на инвалидных колясках
Первый этаж. Слева специальные пролеты для детей на инвалидных колясках

Все учащиеся могут поступить в университет при условии успешной сдачи вступительных испытаний. В Сан-Хосе есть несколько университетов, которые готовы принимать студентов с нарушением слуха. Во время всего процесса обучения студентам предоставляется сурдопереводчик, который сопровождает ребят на всех парах. Сурдопереводчика оплачивает университет.

Все люди с нарушением слуха получают небольшое пособие от государства. На жизнь, как известно, его обычно не хватает и все вынуждены работать. И вот здесь начинаются сложности. По закону все государственные предприятия и учреждения обязаны предоставлять 1% рабочих мест людям с инвалидностью. По факту — мало кто это делает на самом деле. Все испытывают трудности с поиском работы. Немного легче тем, кто обладает склонностью к творческим профессиям — фотографии, живописи. Но и им приходится сложно в условиях конкуренции.

Школа сильно отличается от тех, что я видела до этого — сказывается теплый климат. Очень много открытого светлого пространства. Большие веранды, все двери распахнуты, и по свежевыкрашенным коридорам свободно гуляет ветер.

Игровая площадка во дворе школы
Игровая площадка во дворе школы

Интерната при школе нет. Все дети каждый день приезжают или приходят в школу и после уроков возвращаются домой.

Специального детского сада также в Сан-Хосе нет. Кто-то из родителей водит детей на занятия в частные специальные центры развития. В школу все приходят к шести годам. Иногда — полностью без речи.

В Коста-Рике всем детям при рождении проводят диагностику слуховой функции. Государство оплачивает слуховые аппараты. Государство же оплачивает кохлеарную имплантацию, но добиться ее очень сложно. К тому моменту, когда родителям удается добиться квоты на операцию и собрать все необходимые документы, ребенку исполняется 5-6 лет и после операции многие не видят хороших результатов. Ребенок слишком большой для этого, идеальный период для операции 3-6 месяцев или хотя бы до года — уже упущен.

Вообще ребята в школе очень жизнерадостные и любознательные =) И они понятия не имели, где находится Россия…) Показывали с преподавателем им карту, объясняли, откуда я приехала. Они очень удивлялись и говорили, что хотят в гости. Я показывала им снег на фотографиях =)

Учителя тоже очень удивились мне, много расспрашивали. Не верили, что у нас бывает так холодно…)

Приняли очень тепло и с большим интересом. С большой охотой все рассказывали, показывали, приглашали приехать еще и остаться подольше. Надо непременно вернуться в этот солнечный город с такой уютной школой.

P.S. Фотографировать в школе было нельзя, поэтому вот все, что удалось снять

Коста-Рика.Долгожданное тепло

Когда быстро сменяются страны, очень стараешься их не сравнивать. Но не всегда получается… И как только я вышла из аэропорта, первая возникшая мысль: «Как же в Штатах было спокойно…». И это на самом деле так =) Ты привыкаешь к широким улицам, упорядоченному движению и тихим, молча идущим по своим делам людям. А тут — хаос. Водоворот из машин, кричащих людей и ослепительного солнца. И все это немного шокирует в первые минуты =)

Коста-Рика стала моей акклиматизацией перед всей остальной Латинской Америкой. Здесь нужно ледяное спокойствие и оптимизм, которые постоянно норовят куда-нибудь сбежать =)

Центральная площадь Сан-Хосе
Центральная площадь Сан-Хосе

Читать далее «Коста-Рика.Долгожданное тепло»

В столице Штатов

Вашингтон я посмотрела уже не так подробно, как Нью-Йорк и о городе могу сказать совсем немного. Почти все свободное время я проводила на территории университета, исследуя корпуса, копаясь в невероятно интересном книжном магазине или библиотеке.

Как я уже говорила, до столицы Штатов можно добраться всего за 4 часа, дешево и с комфортом — на автобусе от Нью-Йорка.

Город сразу удивляет тем, что он очень…низкий по сравнению с Нью-Йорком =) Здесь сохранен исторический центр и сделан поражающий своими масштабами комплекс достопримечательностей.

Капитолий
Капитолий

Читать далее «В столице Штатов»

Школы при Галлодетском университете

Из образовательных учреждений на территории Галлодетского университета также находятся две школы и колледж. Мне удалось побывать в обеих школах =) Колледж был в это время закрыт.

Одна из школ — школа начального образования. В ней учатся дети с 1 по 8 класс (помните, в Америке, как и в Европе другая градация школьного образования). При этой же школе находится детский сад. Вторая школа — высшая — в ней учатся дети с 9 по 12 класс.

Меня снова поразило, как в Америке работает система ранней помощи детям с нарушением слуха. В детский сад родители привозят детей, когда им всего пара месяцев. С такими малышами в саду работают специальные педагоги. Вместе с родителями детей у детей развивают условно-двигательную реакцию на звуки, работают над сенсорным восприятием, над моторными навыками. У каждого ребенка индивидуальная программа занятий, свой особый план.

План моего визита в школу, составленный аудиологом.
План моего визита в школу, составленный аудиологом. Это было так мило =)

Читать далее «Школы при Галлодетском университете»

Галлодетский университет

Если вы работаете с глухими и никогда не были в Галлодетском университете — вам непременно надо там побывать.

Мое знакомство с ним началось глубоким вечером, когда я до ужаса случайно напугала глухую студентку, спросив, как попасть на территорию…=) Моя гостиница находилась там же, где жилые и учебные корпуса, а проход оказался закрыт.

Университет представляет собой огромную территорию. На ней расположены учебные корпуса, общежития студентов, спортивные залы, бассейн, четыре парковки, магазины, кафе, музеи, посвященные истории этого места, две школы и колледж. Также там находятся реабилитационный и речевой центры. Сюда приезжают родители с детьми на диагностику и индивидуальные занятия. Здесь же осуществляется программа реабилитации детей с множественными нарушениями. Территория — действительно очень большая. Я умудрялась заблудиться там каждый день.

Территория университета.
Территория университета. В здании на фотографии раньше находились бассейн и тренажерный зал. Теперь там конференц-зал и музей

Читать далее «Галлодетский университет»

Прогулки по Нью-Йорку

Не обошли вниманием мы и Брайтон Бич — известный русский район города. Он сильно пострадал в результате урагана Сенди в 2012, но сейчас последствия совсем не заметны. Там очень красивая набережная и потрясающий синий океан! Огромный пляж, по которому с удовольствием гуляют люди и чайки. В этом районе много вывесок на русском языке и супермаркетов с российскими продуктами! Только тут можно увидеть прекрасную табличку: «Пирожок с капустой — 3$». Здесь повсюду слышна русская речь! Товары на прилавках, шумные продавцы… Такое ощущение, что никуда не уезжала из России =)

Один день мы посвятили осмотру Лонг Айленда. Это удивительное место! Там несколько парков, по которым свободно гуляют олени. Везде. По дорогам, лужайкам, набережным. Водители машин и автобусов недовольно ворчат, видя их на дороге и осторожно объезжая. Я же в восторге носилась по газонам, пытаясь подойти к этим чудесным животным поближе =) В желаниях мы не сошлись и олени величественно топали в любую сторону, но не ко мне.

Брайтон Бич
Брайтон Бич

Читать далее «Прогулки по Нью-Йорку»

Нью-Йорк. В городе небоскребов

Нью-Йорк — это почти мечта. Я вспоминала, как смотрела карту на уроках географии и думала о том, как же это далеко… Слушала мамины рассказы про этот город и удивлялась…

И вот, после веселой истории в аэропорту Исландии, суток ожидания, длительного перелета, невероятно долгого прохождения таможни — у меня появляется заветный штамп о разрешении на въезд в Штаты! Я в Америке!

Встречали меня с табличкой, на которой большими неровными буквами были написаны мои имя и фамилия — я не ожидала такой встречи и благополучно прошла мимо =) Все понимают степень моей внимательности, да? =)

Встречал меня Наум, сын маминого друга. Он и был моим спутником, экскурсоводом, гидом, другом и собеседником всю неделю в Нью-Йорке =) При встрече он взял рюкзак, внимательно посмотрел на меня и со словами «А ты сильная», молча пошел дальше, таща на спине мой скарб.

Вид на город с вершины Рокфеллер-центра
Вид на город с вершины Рокфеллер-центра

Читать далее «Нью-Йорк. В городе небоскребов»

Школа для глухих в Миллнеке

Вторая школа находилась уже не в Нью-Йорке, а на Лонг-Айленде. Мы выехали рано утром и сонно смотрели как сменяется пейзаж за окном и низкие домики приходят на смену многоэтажному Нью-Йорку.

Школа находится в поселке Миллнек. Исторически это были поселения индейцев, теперь о них здесь напоминают только рисунки детей и праздничные шапки из перьев. После времен индейцев территория здесь пустовала, потом заполнилась помещиками, а позже — лютеранской общиной. Один из помещиков выкупил территорию, построил множество зданий — для гостей, своих детей, построил лютеранскую церковь. Но у помещика была только одна дочка, она умерла рано, так и не выйдя замуж, и не оставив наследников. Не желая оставаться в одиночестве на такой огромной территории, владелец отдал все земли лютеранской церкви. Те разделили их, сделав несколько приходов, гостевой дом и одно здание отдав под школу. Изначально это была лютеранская школа для глухих детей, но позже она стала просто школой для детей с нарушением слуха Миллнек.

Здание школы
Здание школы

В школе учатся 110 детей. Часть здания составляет детский сад. Самому младшему ребенку там всего 4 месяца. Такие дети приезжают на занятия каждое утро вместе с родителями. С ними занимается специальный педагог. Это также входит в программу раннего вмешательства. Программа предполагает, что всем детям с каким-либо нарушением, от рождения и до трех лет государство оплачивает необходимых специалистов, занятия с ними.

Очень необычно выглядят занятия с такими малышами =) В России также действует система ранней помощи (раннего вмешательства), но здесь это намного более развито. В детский сад на полный день детей принимают с трех лет. С шести лет все поступают в школу, в подготовительный класс. Обучение в школе также длится 12 лет.

В этой школе уже нет слепоглухих детей и совсем мало детей со сложной структурой дефекта (с несколькими нарушениями). Но мне удалось увидеть детей не с обычными слуховыми аппаратами, а со слуховыми аппаратами костного проведения , а также детей со стволомозговыми имплантами.

Перед входом в школу
Перед входом в школу

Эти средства применяются тогда, когда использование обычного слухового аппарата или кохлеарного импланта невозможно. Если возникнет интерес к этой теме и к еще более новым средствам помощи детям с нарушением слуха, я обязательно расскажу об этом отдельно. Потому что Америка не перестает удивлять современным техническим оборудованием и важно знать о том, что технологии развиваются с каждым днем.

В школе работает много учителей с нарушением слуха. При обучении детей они используют только жестовый язык и соответственно жестовый метод обучения, а слышащие учителя склоняются к билингвальному подходу и используют устную и жестовую речь (подробнее про методы обучения можно прочитать здесь: http://deaf-planet.ru/about-surdo/metody-obucheniya-g..).

Все дети два раза в неделю занимаются с логопедом развитием речи и развитием слухового восприятия.

У ребят есть уроки жестового языка и культуры глухих два раза в неделю.

Коридоры школы
Коридоры школы

Школа производит очень яркое впечатление с самого начала. В ней просторные коридоры, много плакатов, рисунков, поделок детей. Вообще мотивационные плакаты, постеры и все подобное — отличительная особенность американских школ.

Завуч была очень приветлива, показала все кабинеты, каждый класс. Мы посмотрели все, что было возможно!

Также нам показали класс, который судя по всему является гордостью школы. Это класс семерых глухих детей, уровень развития речи которых приравнивается к уровню развития речи слышащих детей. Они любознательны, общительны, почти не используют жестовую речь и друг с другом общаются также голосом. Все дети родились глухими. Но каждому из них рано поставили аппараты или сделали кохлеарную имплантацию, с каждым из них занимаются дома родители, много и упорно. Таким образом помимо регулярных классных и индивидуальных занятий в школе, каждый из детей дома находится в речевой среде и чувствует активную поддержку со стороны родителей. Это и обеспечивает их речевое и интеллектуальное развитие. И это пример того, чего можно достичь, если приложить к этому все усилия и желание.

Окрестности школы
Окрестности школы

Дети также не учат иностранный язык. Как сказал мой друг, хорошо жить в англоговорящей стране — нет необходимости учить еще один язык. Потому что ты и так изучаешь тот язык, который во всем мире считается международным.

Мне рассказали про образование сурдопедагога и как им стать в США. Все студенты обязаны получить степень бакалавра педагогики, затем уже заканчивать магистратуру для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для того, чтобы стать аудиологом, необходимо закончить бакалавриат, магистратуру и аспирантуру, получив медицинскую степень и специальность. А вот работа сурдопереводчиком требует только степень бакалавра.

В школе расстроил только строгий запрет на фотографии… Там очень здорово внутри. Да и вспоминать так обо всем легче. Но преподаватель была непреклонна.

Интерната при этой школе нет. Никто из детей не остается там ночевать, каждое утро и каждый вечер все приезжают на школьном автобусе. Более того, на школьном же автобусе приезжают воспитанники детского сада, начиная с 5 лет. Миллнек находится далеко от больших городов и у некоторых детей дорога в школу занимает больше 3 часов. Но все ездят… Школа считается одной из лучших на многие километры вокруг.

На этом мое знакомство со школами Нью-Йорка закончилось. Теперь — в Вашингтон!

Школа Святого Франциска для глухих в Нью-Йорке

Америка меня встречает настолько тепло, что я даже опешила от такой заботы =)

Со школами договориться помогли мамины друзья, которые уже давно живут в Штатах. Боюсь, что без них многое бы не получилось. В Америке довольно строгие законы и как в случаях с Центральной Европой, попасть в школы непросто.

Первая в списке стояла школа Святого Франциска.

Изначально эта школа была закрытой католической школой для девочек. Позже заведение расформировали и на это место переехала школа глухих детей, находившаяся неподалеку.

Вход в школу
Вход в школу

Читать далее «Школа Святого Франциска для глухих в Нью-Йорке»

Исландия в январе

То, что Исландия прекрасна и удивительна — об этом слышали многие. И это действительно так, эту истину я опровергать не собираюсь =) Но она совершенно другая…

Начнем с того, что люди обычно посещают Исландию летом. Нормальные люди. Но не я. Вопреки ошибочному мнению, зимой в Исландии не холодно. Там вообще не бывает слишком холодно, ведь на климат влияют теплые течения и даже зимой температура редко опускается ниже -3 градусов. Зато дожди и шквальный ветер — присутствуют чаще всего одновременно. Еще лет десять назад путешествовать по Исландии можно было только летом, потому что зимой дороги заносило снегом, асфальт покрывался корочкой льда и ездить по дорогам за городом было крайне опасно. Сейчас же в связи с изменением климата во всем мире, снега в Рейкьявике и вообще на всем побережье острова практически не бывает.

Закат над Рейкьявиком
Закат над Рейкьявиком. Даже не описать, как красиво это было вживую)

Читать далее «Исландия в январе»