Школа для глухих в Ереване

Ереванский специальный образовательный комплекс для детей с нарушением слуха

Школа в Армении оказалась такой же гостеприимной и радушной, как и вся страна 🙂

Найти школу было непросто. У меня было три адреса. По первому адресу оказался просто бизнес-центр. Второй адрес привел меня в школу для детей с нарушением речи. Директор расстроилась, что не может мне помочь, но приглашала посетить эту школу в понедельник, если не найду то, что ищу. Тепло попрощались. Третий адрес находился довольно далеко, на горе, над городом. И, наконец, удача! Школа для глухих и слабослышащих г. Ереван. Встретили тепло, посетовали, что уже уроки закончились, пригласили в понедельник.

Вход в школу
Вход в школу

В понедельник закрутился водоворот событий. Меня представили директору, зам.директору, завучу, еще нескольким учителям и потом началось путешествие по школе.

Долгое время в Ереване было две школы для детей с нарушением слуха — школа для глухих и школа для слабослышащих. 8 лет назад школу для слабослышащих закрыли из-за недостатка финансирования, школы объединили и создали раздельные классы для глухих и слабослышащих.

В школе дети с нарушением слуха обучаются 12 лет (как и слышащие). Специальных детских садов в Армении нет, но некоторые дети до школы посещают занятия в частных реабилитационных центрах.

С недавнего времени правительство Армении обязало всех детей поступать в школу с 5 лет. Первый год они обучаются в подготовительном классе, а затем в 6 лет поступают в первый класс. Учителя сказали, что это сделано для того, чтобы все успели пойти в армию и не находились в школе в момент наступления призывного возраста. Дети с нарушением слуха также поступают в школу в 5 лет и год учатся в подготовительном классе. Мне удалось немного посмотреть их урок технологии и… Они такие маленькие! Уроки больше похожи на занятия в детском саду, рядом с детьми находятся родители.

Игоровая комната. Здесь дети могут находиться в свободное время, после уроков. Есть много и учебных пособий.
Игоровая комната. Здесь дети могут находиться в свободное время, после уроков. Есть много и учебных пособий.

Кохлеарная имплантация в Армении развивается, но не так активно, как в Европе. Государство оплачивает один имплант и операции нередко делают довольно взрослым детям. Несмотря на то, что лучше и эффективнее делать имплантацию детям 3-6 месяцев, в Армении ее нередко делают детям 7-9 лет. В таком возрасте сложно добиться по-настоящему хороших результатов, нормальное развитие речи уже почти невозможно. Таким образом в Армении совсем небольшое количество детей с имплантами идет в обычные школы, и почти все обучаются в специальной школе для глухих.

В школе детей обучают по методу билингвизма. Учителя используют на уроках и устную речь и жестовый язык. Также у детей есть уроки жестового языка один раз в неделю. При школе организованы бесплатные курсы жестового языка для подготовки учителей и обучения родителей. На мой взгляд, это очень здорово. Курсы помогают не только учителям сделать усвоение знаний как можно более эффективным, но и способствуют организации общения между детьми и родителями. Помимо жестового языка дети изучают армянский и русский языки. Причем русский язык не только устный, но и жестовый! Дактильный алфавит, жесты, грамматику, правописание — все это изучается глубоко и довольно подробно.

Урок армянского языка
Урок армянского языка

Удивило то, что каждый понедельник детей ждут в школе до полудня. Педагоги говорят, что многие учащиеся живут далеко от школы, что по утрам бывают пробки. Поэтому в понедельник все ведущие предметы перенесены на послеполуденное время, чтобы дети не пропускали уроки. С теми, кто приезжает вовремя занимаются индивидуально или проводят кружки, секции.

Также мне удалось встретиться со студентами Ереванского педагогического университета, которые находились в школе на практике. Долгое время в Ереване не было отделения дефектологии и большое число педагогов обучалось в России — в Москве и Петербурге. Но теперь студенты могут выбрать направление подготовки и обучаться в Армении. В университете также есть курс жестового языка, но основную его часть студенты осваивают уже при поступлении на работу. У обучающихся есть два вида практики: пассивная, где они только смотрят уроки и активная, где студенты сами проводят уроки.

Библиотека. Все книги на армянском языке, также есть словари армянского жестового языка.
Библиотека. Все книги на армянском языке, также есть словари армянского жестового языка.

У всех детей в школе есть индивидуальные занятия с сурдопедагогом. Чем младше ребенок, тем чаще проводятся такие занятия. В начальной школе они могут быть 6 раз в неделю, в старших — только один.

Школа представляет собой интернат. Часть детей живет там пять дней в неделю, а на выходные отправляется домой. Некоторые учащиеся из Грузии или Карабаха живут в школе весь год и уезжают домой только на каникулы.

Но больше всего в школе меня поразила профессиональная подготовка! В старших классах начинается обучение профессии. И какое! Дети осваивают обувное дело, кройку и шитье, косметологию (макияж и маникюр), парикмахерское дело, изготовление ковров. Для освоения каждой профессии есть отдельная мастерская, квалифицированные педагоги. На изготовление небольшого лоскута ковра уходит не меньше года работы в рамках специальных уроков. Школу даже посещал мальтийский принц! Он был в восторге от работ учеников и увез с собой множество ковров 🙂

Плетение ковров. На кусочек ковра размером 30х30 см уходит примерно год работы в рамках уроков.
Плетение ковров. На кусочек ковра размером 30х30 см уходит примерно год работы в рамках уроков.

Вообще школа довольно тесно сотрудничает с европейскими организациями и те в рамках грантов помогают обустраивать мастерские и закупать материалы для работы.

Помимо перечисленных направлениям профессиональной подготовки, девочки также учатся готовить, печь, закрывать варенье. Они выходят из школы с большим объемом знаний по ведению домашнего хозяйства 🙂

Все дети в рамках уроков физкультуры занимаются не только физической подготовкой, но и умственной. До четвертого класса проводятся занятия по шахматам. В старшей и средней школе это становится кружком. Кружки в школе тоже довольно интересные! Есть спортивные: футбол и греко-римская борьба, танцы. Есть творческие, например, изготовление свадебных поделок. Ученики украшают бокалы, подсвечники. На армянской свадьбе есть обычай, при котором невеста дарит небольшие подарки гостям. Эти подарки также мастерят дети в рамках кружка.

Кружок: изготовление свадебных украшений. Дети зачастую и сами находят в интернете интересные идеи и здесь воплощают их в жизнь!
Кружок: изготовление свадебных украшений. Дети зачастую и сами находят в интернете интересные идеи и здесь воплощают их в жизнь!

Также у детей проходят занятия музыкой и ритмикой. Слабослышащие дети на этих занятиях учатся петь, играть на музыкальных инструментах. Глухие осваивают ритм, учатся танцевать. В школе нередко проводятся выступления детей, на которых ученики танцуют, поют и устраивают театральные представления.

Как только вышла из школы, ко мне подошла преподаватель, которую я до этого не видела.
— Куда тебе?
— Автовокзал
— Какой?
— Киликия
— Подвезу, садись.
Она видела меня в первый раз и почти не знала. Мы проговорили всю дорогу! Преподаватель удочерила глухую девочку и вырастила ее. Она на своем опыте знала, что это такое.

Ритмика
Ритмика

Школа оставила после себя невероятно хорошее и теплое впечатление! В каждом педагоге чувствовалась безграничная любовь к детям и к той работе, которую они выполняют. Чувствовалась атмосфера дружбы, помощи, поддержки и понимания. Надеюсь, на этом сотрудничество не закончится и мне удастся еще не раз побывать в этой замечательной школе и в этой гостеприимной стране!

Дворец культуры и спорта для глухих

В Ереване мне удалось посетить не только школу, но и дворец культуры и спорта для глухих. Также там располагается армянское общество глухих. Это самый известный центр для людей с нарушением слуха. До строительства школы все глухие собирались там, старались сами обучать детей, решали насущные проблемы. Сейчас собрания там происходят реже, но во дворце по-прежнему находится множество секций. Танцы, футбол, баскетбол, гимнастика… У детей с нарушением слуха есть большой выбор 🙂

Диспетчерская служба связи для глухих
Диспетчерская служба связи для глухих

Также в доме культуры меня поразило наличие диспетчерской. И не просто диспетчерской! В этом помещении находятся переводчики жестового языка. Любой глухой может позвонить сюда по скайпу, если ему нужна помощь в коммуникации со слышащими. На жестовом языке он говорит, что ему нужно, диспетчер голосом переводит его просьбу/проблему, ему отвечают голосом, диспетчер переводит все на жестовый язык. Очень здорово! Конечно, это не полноценное сопровождение, но все-таки довольно удобно и эффективно! Штат переводчиков немаленький и они очень помогают людям с нарушением слуха.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *