Реабилитационный центр Oxford Turca

Как многие уже знают, моя шенгенская виза закончилась, и я перекочевала в Турцию, зависнув здесь на три недели. Первая неделя прошла в Стамбуле. Я пыталась выздороветь перед походом, перебирала и чинила снаряжение. И конечно, занималась своей непосредственной целью путешествия.

Как сказал гугл, в Стамбуле есть немало школ для детей с нарушением слуха. На деле оказалось, что многие адреса на самом деле не действительны. В последний день я ехала в школу около трех часов, оказалась на окраине города, где никто не знал ни нужный мне автобус ни нужную улицу. Карты на телефоне не работали, вечерело. Я приняла решение разворачиваться — шансов в этот день уже не было.

Кабинет дефектолога
Кабинет дефектолога

Таким образом, в Стамбуле мне удалось попасть не в школу, а только в реабилитационный центр. Он носит гордое имя Оксфорда, хотя ничем не связан с этим университетом. Реабилитационный центр является государственным, и дети с любыми нарушениями могут получить там бесплатную помощь. В центре есть индивидуальные занятия, групповая терапия, гидротерапия и т.д. А еще там никто не говорит на английском..) Мне повезло познакомиться с замечательной женщиной. Она родилась в Узбекистане, поэтому знает русский и узбекский. По национальности она турчанка, поэтому знает турецкий. По образованию — учитель английского языка, училась в Америке, поэтому прекрасно говорит на английском. Эта женщина спасла меня, переводя все, что я говорила директору центра.

Мне разрешили посмотреть два индивидуальных занятия с детьми с нарушением слуха. Первое занятие проходило с девочкой 6 лет с одним кохлеарным имплантом. На занятии педагог с ребенком называли предметы, изображенные на картинках, пели песенку, выполняли задания на компьютере. Забавно, что утка у турецких детей говорит «ква-ква» 🙂 На мой взгляд, занятие было слишком простым. Оно длилось 50 минут, это второй год обучения, ребенок хорошо слышит звуки в КИ и занятие для него было слишком легким.

Рабочая тетрадь ученика: скотный двор
Рабочая тетрадь ученика: скотный двор

Второе занятие длилось только полчаса, потому что ребенок был совсем маленьким. Девочке 3 года, два кохлеарных импланта. С ней занятие носило только игровой характер. Педагог и ребенок доставали из мешочка предметы, слушали их звучание, педагог пела песенку. По-моему, ей просто нравится петь 🙂

Занятия проводила довольно интересная женщина. У нее самой взрослый глухой ребенок, она стала сурдопедагогом уже после того, как он родился. Педагог она чудесный и невероятно приветливый! Но, как мне показалось, недостаточно сильный. Еще внизу мы общались с женщиной, которая помогала и переводила меня. Она жаловалась, что в Турции очень слабые логопеды и дефектологи в целом. Коррекционное образование здесь стало развиваться совсем недавно, почти нет пособий, все необходимо переводить, искать. Нередко родители оставляют детей дома и стараются сами обучать их, не доверяя дефектологам.

На занятиях со мной присутствовали двое турецких студентов. Ребята обучаются на аудиологов, в Стамбуле. Они сказали, что это единственная специальность в университете, схожая с дефектологией. Она стоит на стыке педагогики и медицины. Обучение занимает 4 года.

Стены со специальным мягким покрытием. Такое покрытие позволяет избежать отражения звука от стен и его искажения
Стены со специальным мягким покрытием. Такое покрытие позволяет избежать отражения звука от стен и его искажения

Система образования в Турции не сильно отличается от европейской. 4 года — начальная школа, 4 года — средняя школа, 4 года — колледж (если есть желание сразу получать профессию) или 4 года в высшей школе (с возможностью после высшей школы поступить в университет). Глухие имеют такие же возможности обучения, как и слышащие. В университеты они поступают редко, чаще заканчивают колледжи, получают профессию и работают по специальности.

Государство оплачивает два кохлеарных импланта.

В целом, в Турции меня встретили тепло, но я столкнулась с языковым барьером. Почти никто во всем реабилитационном центре не говорил по-английски, а те, кто говорили — знали всего пару слов. С педагогом мы объяснялись буквально на пальцах. Зато было несколько приятных бонусов! Мне подарили тетрадь ученика, уже закончившего обучение и поделились прекрасной компьютерной программой под названием «Мир звуков». По моему мнению, она превосходит российскую. Программа нацелена на то, чтобы дать возможность детям услышать различные звуки, научиться дифференцировать их и правильно на них реагировать.

Занятие с трехлетней девочкой
Занятие с трехлетней девочкой

В Турцию я еще вернусь и надеюсь непременно попасть в школу в Стамбуле 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *