Неслучайные случайности

Как многие знают, сейчас я уехала с мамой отдыхать в Грецию, на остров Кос. Мы находимся в небольшой гостинице, недалеко от единственного города на этом острове. И именно здесь, на малонаселенном острове среди всего разнообразия отдыхающих, мне удалось встретить сурдопедагогов! J Несколько дней я присматривалась к семье из трех человек, точно уловив, что одна девушка — глухая. Подошла познакомиться. Оказалось, что вся семья приехала из Польши отдыхать. Старшая женщина — слышащая — сурдопедагог, молодая глухая девушка — воспитатель в школе-интернате для глухих, а маленькая девочка лет 5 — дочка одной из них, слабослышащая. Быстро дактилирует, но общаться особо не стремится. Мы разговорились, и я бы хотела привезти ниже их рассказ об образование для глухих в Польше, в городе Вроцлав.

Фотография из архивов школы на о. Кос
Фотография из архивов школы на о. Кос

«У нас детей диагностируют в первый же день после рождения. Сразу надевают аппараты или предлагают кохлеарную имплантацию. Все слабослышащие дети отправляются в обычные детские сады и обычные школы. Очень редки случаи, когда слабослышащие дети с плохо развитой речью оказываются в школах глухих. Глухие дети отправляются в специальные детские сады и обучаются там три года, после чего поступают в специальную школу. Большинство детей живут в школах-интернатах. Учатся они 11 лет, как и слышащие. 7 лет начальной школы, 4 года общей. После школы обычно никуда не поступают, хотя есть несколько колледжей, которые дают такую возможность. В школах мало глухих учителей. Глухие в основном воспитатели (те, кто помогают детям во внеурочное время). Детей учат в основном устной речи. Многие учителя сталкиваются с проблемами усвоения детьми устной польской речи после жестовой польской речи. Это вызвано сложностью грамматики устной речи, различиями в порядке слов. Многие дети, усваивая жестовую речь, испытывают трудности во время чтения, так как не понимают многих слов, не понимают предложений целиком. Обучение в Польше на сурдопедагога занимает большое количество времени. Каждый должен учиться 5 лет и получить педагогическое образование, затем 2 года обучаться непосредственно специальности — работе с детьми с нарушением слуха и с детьми с нарушением зрения. Помимо этого, необходимо закончить курсы жестового языка — они не входят в обязательную программу обучения. И только потом ты получаешь право работать».

От себя могу добавить, что семья невероятно приветливая и с радостью откликнулась на предложение пообщаться. Мы обсудили и жестовую речь — многие жесты похожи, но некоторые — совсем не узнать. Меня пригласили в Польшу, чтобы своими глазами увидеть, как организовано образование. Надеюсь, что получится это сделать в рамках исследования 🙂

Помимо этого, в нашей гостинице жили трое молодых ребят с нарушением слуха! Все трое были слухопротезированы — у них были слуховые аппараты на каждом ухе. Они свободно говорили на английском и на греческом (?). Мне не удалось точно распознать второй язык. Могу сделать вывод, что ребята слабослышащие, а не глухие, судя по состоянию речи. Пообщаться с ними не получалось, т.к. они крайне редко были в гостинице и видела я их в основном издалека, лишь однажды столкнувшись с одним из них.

На этом мои встречи со специальностью не закончились! Я разузнала, что на острове нет специальной школы для детей с нарушением слуха (остров слишком маленький и при необходимости детей отправляют на о. Родос или на материк). Однако непосредственно рядом с нами была школа для детей с различными нарушениями. Там все вместе учатся дети с о. Кос и с ближайших малонаселенных островов. Школа — не государственная, ее директор — гражданин Греции — организовал и открыл школу сам. К сожалению, попасть в школу не удалось — сейчас дети на каникулах, но в Греции я еще буду и смогу все узнать.

От своей цели — никуда не сбежишь  🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *