Сербия. Курьезы и проблемы

Топографические затруднения

Началось все с поиска места для жилья. Адрес гласил, что мне нужна улица Футошки, дом 20. Ночью водитель автобуса и прохожие подсказали направление, шла долго, прихожу. Футошки, 20. Звоню в домофон — никто не открывает. Захожу в дверь за жильцом дома, поднимаюсь на этаж, звоню в дверь и… Снова никто не открывает. Спускаюсь, нахожу интернет, пишу сообщение. Оказалось, что я нахожусь на улице Футошка, дом 20. Задумалась. Пытаюсь посмотреть карту и вижу, что на карте это даже не отдельная улица, а продолжение текущей. Т.е. улица Футошка (на которой я нахожусь) переходит в улицу Футошки. И там, и там есть дом 20. Посочувствовав мне и решив, что я безнадежна, за мной приехали на машине и забрали…:)

Недалеко от центра города, закат
Недалеко от центра города, закат

Читать далее «Сербия. Курьезы и проблемы»

Второй день в школе в Будапеште

Во второй день я приехала в школу уже к 8 утра. Мне составили подробную программу! Это была среда, каждую среду в школу приходят студенты из педагогического университета. Они получают специальное образование по схожей с Россией системе. 4 года бакалавриата, 2 — магистратуры. Обучение разделено на профили, студенты могут выбрать направление подготовки. Начиная со второго курса, каждую среды студенты приходят в школу, смотрят уроки, проводят уроки венгерского языка. Помимо этого, каждый год у них трехмесячная практика в школе.

Учебный класс
Учебный класс

Читать далее «Второй день в школе в Будапеште»

Непростой класс в венгерской школе глухих

Несмотря на то, что школа в Венгрии мне не ответила, я решила попытать удачу.

Пришла в школу к директору, представилась. Оказалось, что директор не говорит на английском… И тут начался такой переполох! Все стали быстро искать того, кто говорит на английском. Нашли. Двухметровый, лысый, накаченный… Секретарь директора. Сильно 🙂 Молодой человек помог мне перевести всю мою незамысловатую речь и объяснить кто я. Директор сказала, что письмо видела, но не ответила… Однако тут же мне стали искать учителей, которые хоть немного говорят на английском и смогут мне помочь. Нашли! И те тут же стали активно составлять план моего пребывания в школе, сетку уроков, спрашивать, что я хотела бы увидеть… Ко мне столько внимания ни разу за эти два месяца не проявляли! 🙂 Я ответила, что готова смотреть любые уроки, которые мне смогут показать.

Здание школы
Здание школы

Читать далее «Непростой класс в венгерской школе глухих»

Будапешт. В доме на горе

Поездка в Венгрию была одной из самых необычных! 🙂

Мне не повезло с автобусом из Любляны, который опоздал почти на три часа и которого мы ждали немногочисленной группой глубокой ночью на ледяном ветру… Главное — дождались! Уже тогда я поняла, что поездка будет веселой)

В Будапеште меня встретил легкий мороз и суровое раннее утро. А мой хост жил… На горе. Путь на гору состоял из метро, автобуса, трамвая и нескольких километров пешком. Поверьте, это того стоило! На горе находился очень красивый дом. С огромной террасы открывался потрясающий вид на город! А дом отапливался печью, отчего в комнатах всегда пахло уютом и теплым деревом)

За этим туманом раскинулся прекрасный Будапешт)
За этим туманом раскинулся прекрасный Будапешт)

Читать далее «Будапешт. В доме на горе»

Любляна. В городе Дракона

После Италии я приехала в гостеприимную Словению. Здесь меня ждали, здесь было немного проще. И холоднее! Юг снова не оправдал ожиданий на тепло, увы 🙂

В Любляне я остановилась в хостеле. Он был неплохим, но множество муравьев, которые покушались на мою еду немного портили впечатление.

Любляна — один из самых красивых европейских городов, на мой взгляд. Незаслуженно забытая, столица Словении всегда находилась в тени. А там просто невероятно! Любляна соединяет в себе всю красоту европейских столиц, исключая все их минусы. Там очень красивые набережные с желто-зелеными деревьями! По берегам высажены сказочные низкие ивы, а вдоль рек проложены удобные пешеходные дорожки. В центре города находится, как и положено, крепость. На нее можно подняться по канатной дороге или же штурмовать холм пешком =) Вокруг холма расположился старый город. Он состоит из двух широких улиц, которые встречаются на главной площади возле большого храма. По вечерам там атмосфера Парижа из кинофильмов… Музыкант, играющий на аккордеоне, уличные танцоры и фокусники, запах жареных каштанов, черная гладь воды под маленьким каменным мостом и тихие голоса людей, прогуливающихся поздно вечером. Чудесно.

Мост драконов
Мост драконов

Читать далее «Любляна. В городе Дракона»

Школа и колледж для глухих в Любляне

Словения снова доказала, что Земля круглая и знакомых можно найти везде! 🙂 Светина сестра и ее муж помогли мне договориться со школой для глухих детей и попасть в нее. Времени выделили немного, но встретили очень тепло! Мне удалось поговорить о школе с заместителем директора.

Раньше в Любляне училось много глухих детей, с развитием кохлеарной имплантации их становится меньше и меньше. Как и в России, условия для работы учителей непростые. Государство не позволяет учить в классе одного ребенка, поэтому детей разного возраста обычно объединяют. В одном классе могут учиться дети 10, 11, 12 лет — по совершенно разным программам. Для учителя это очень сложно.

Школа - вид снаружи
Школа — вид снаружи

Читать далее «Школа и колледж для глухих в Любляне»

Теплая Италия

Чудесная Италия! Из одной столицы мировой моды, я переместилась в другую.

Как и в Париже — школа отказала в посещении по той же причине — из соображений безопасности.

Могу сказать о ней только пару слов. В Милане есть только начальная школа для детей с нарушением слуха. Да и то — специальные классы в обычной школе. Я познакомилась с итальянским социальным работником, и он мне рассказал о том, что в Италии интегрируют детей со всеми нарушениями. То есть все специальные школы закрыты и дети с различными нарушениями учатся со своими сверстниками в обычных школах. Вопрос спорный. Результатов такой системы мне не удалось увидеть, не могу судить об эффективности.

Итальянские улочки
Итальянские улочки

Читать далее «Теплая Италия»

Париж. В городе мечты

На Эйфелеву башню

Наконец, долгожданная Франция, город мечты — Париж!

Франция — моя десятая страна в этом непростом путешествии. Маленький юбилей в большой дороге 🙂

В Париже сейчас чрезвычайное положение. На улицах полицейские с автоматами, им разрешено стрелять при необходимости. Все на нервах, это чувствуется. Вся центральная Европа после терактов находится в напряжении. Поэтому — в школу нас не пустили. Две из трех школ, которые мы со Светой обошли — оказались закрыты. Третья дала электронную почту одного из ответственных за внешние контакты, однако на письмо он тоже не ответил.

Эйфелева башня и я
Эйфелева башня и я

Читать далее «Париж. В городе мечты»

Контрасты Брюсселя

Бельгия оставила очень смешанные впечатления… С одной стороны — там было здорово 🙂 С другой — трудностей и странностей тоже было не мало.

Мы посмотрели в Брюсселе все памятники писающим живым существам. Серьезно. Писающие мальчик, девочка и собака — центральные памятники города. Обошли невероятно красивую центральную площадь с собором и торговыми рядами! Посмотрели узкие южные улицы с разрисованными домами и балконами, украшенными цветами. Погуляли по парку и увидели Королевский дворец. Все невероятно красиво! И очень близко. Город казался сказочным.

Церковь Божьей Матери
Церковь Божьей Матери. Находится недалеко от Королевского замка Очень выделяется невероятной красотой и ажурными башнями!

Там невероятное количество кондитерских магазинов, которые дают возможность бесплатно попробовать потрясающий бельгийский шоколад! А бельгийские вафли? Такая же невероятная картошка, как и в Амстердаме? В этом городе невозможно остаться равнодушным к еде 🙂 На каждом шагу пекарни, кондитерские… Это рай сладкоежек.

За время пребывания в Брюсселе, мы объездили абсолютно весь город! К сожалению, и с хостами, и с хостелами там все очень непросто… Поэтому приходилось переезжать каждый день. Абсолютно каждый… Поэтому мы посмотрели Левен, Андерлект, Схарбек… Все, что окружает Брюссель. В городе невероятное количество мигрантов. Немного отойдешь от центра города — и уже ощущение новой страны. Есть районы, полностью заселенные африканцами с большими фруктовыми базарами и кафе африканской кухни. Есть районы турецких мигрантов с темными кальянными и гостеприимными кафе турецкой кухни. И это не отдельные кафе! Если вы находитесь, к примеру, в районе турецких мигрантов, то ВСЕ кафе там будут турецкими. Абсолютно. Иногда, правда, можно заметить пустующий китайский ресторанчик.
Турецким женщинам нельзя заходить почти во все кафе… Там даже не предусмотрен женский туалет. Поэтому на нас, туристов, смотрели странно, но пускали. Хотя иногда отводили в отдельный зал.

Бельгийские вафли)
Бельгийские вафли)

В городе очень странная система избавления от мусора. При домах нет мусорных контейнеров, поэтому два раза в неделю, ночью, люди выносят весь свой мусор на улицу, а специальная машина этот мусор убирает. Описать вид город в ночь выброса мусора даже не берусь… Конечно, машины успевают убрать не все и не везде. Поэтому то там, то здесь лежат мусорные мешки и горы старой одежды. Поэтому город кажется довольно грязным и неухоженным.

В Брюсселе мы застряли надолго. Школа была готова принять нас только на 1 день, поэтому остальное время мы были предоставлены сами себе. А для Брюсселя два дня — более чем достаточно. Честно. Поэтому под конец пребывания, мы выезжали оттуда с мыслями «Наконец мы выбрались из Бельгии» 😀

В хостеле в Брюсселе я познакомилась с замечательным парнем из Южно-Сахалинска. Сережа, знай, ты спас мой вечер и весь следующий день 🙂 Мы гуляли по ночному городу и… искали приключения! Познакомились с бельгийскими студентами. У них в эту ночь было посвящение в первокурсники. Невероятное количество ребят в желтых майках ходило по главной площади и ближайшим районам. У них была задача — собрать деньги. На что они так и не смогли толком ответить… Но способ был забавный. Ребята останавливали прохожих и предлагали показать им шоу. Если шоу понравится — можно оставить монетку, нет — значит нет. Студенты пели песни, танцевали, жонглировали яйцами и в конце разбивали их о свою голову… Мы погуляли с ними по центру города, нас научили петь на французском и звали продолжать шоу дальше 🙂 Но мы решили, что, наверное, наш звездный час прошел)

Полный грусти взгляд барного кота)
Полный грусти взгляд барного кота)

В Брюсселе много очень красивых атмосферных баров. В этих барах живут коты, туда можно приходить с собаками и там совершенно необычная атмосфера. Чувствуешь себя как в кино!

День глухих в Левене

В первый день мы остановились в пригороде Брюсселя — в Левене. На следующий день там состоялось масштабное мероприятие — День глухих. Я не могла пройти мимо! Однако, мероприятие оказалось для меня не очень подходящим. Оно было предназначено исключительно для глухих, проходило на голландском языке без перевода на английский. На сцене присутствовал только сурдопереводчик. Однако праздник поразил своим масштабом! Большой фуршет, сотни приглашенных, выступления, беседы, лекции. Множество фондов, магазинов, фирм. Было интересно поговорить с представителями благотворительных организаций. Да и в целом очень здорово окунуться в атмосферу такого необычного праздника 🙂

Лекция
Лекция

Беседы о глухих с учителем Петером

Бельгия тоже оказалась не рада нас видеть в школах. Центральная Европа не гостеприимна…

Однако! Одна из школ ответила и сообщила, что раз в понедельник у них будет не учебный день, то мы можем прийти. Именно потому, что детей в школе не будет. Подавляющее большинство родителей против того, чтобы на их детей смотрели посторонние люди. Учителя говорят о том, что для детей это тоже стресс. Поэтому — почти полный запрет на посещение школ даже для студентов педагогических вузов Бельгии. Кстати, о вузах. В Бельгии нет университета/факультета/кафедры, которые бы обучали дефектологов. В институте можно учиться на педагога начальных классов, на учителя определенного предмета. Можно закончить курсы жестового языка. Но опыт и навыки работы с детьми с различными нарушениями, учителя получают уже непосредственно в школе (!). Директор, учителя со стажем — все стараются помочь новичку… Но эта система все равно кажется странной. Особенно, когда ты 4-6 лет учишься на специального педагога в России 🙂

Внутренний двор школы
Внутренний двор школы. Вид на учебный корпус для детей с нарушением зрения. Круг на асфальте выделен другим рельефом, чтобы дети могли на ощупь понимать границы игровой площадки

Читать далее «Беседы о глухих с учителем Петером»